6-й класс

Общая ГЕОГРАФИЯ
(70 ч, 2 ч в неделю)
Кол.
Час.

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательнойподготовки учащихся

2

ВВЕДЕНИЕ
География - наука о природе Земли и ее разнообразие, о населении и его хозяйственной деятельности, о взаимодействии природы и человечества в пределах всей планеты.
Изучающая общая география в школе. Источники географических знаний, методы географических исследований.
Практическая работа 1 (на местности)
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями в природе.

Ученик:
называет: объект изучения географии в целом и общей географии частности; источники географических знаний, методы географических исследований;
сравнивает и выделяет: различия между источниками географических знаний;
подбирает: географическую информацию из разных источников;
оценивает: результаты наблюдений за высотой Солнца над горизонтом, явлениями погоды; сезонными изменениями в природе.

6

Раздел I. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ЗЕМЛИ

2

Тема 1. Древняя эпоха познания Земли
Как люди представляли Землю в древности. Появление географической литературы и карт. Специальное обучение географии. Карта мира Птолемея. Путешествия Марко Поло и Ибн-Баттуты. Развитие страноведения и картографии. Глобус Бехайм. Первые географические сведения о украинские земли.

Ученик:
называет: участников путешествий, открытий, экспедиций разных эпох;
подбирает: дополнительную информацию о познания и исследования Земли в различных источниках;
обобщает: собранный материал о географических путешествия и экспедиции;
составляет: краткие сообщения о путешествиях и экспедициях;
характеризует: основные этапы географического познания Земли;

2

Тема 2. Эпоха Великих географических открытий
Путешествия португальцев, их роль в открытии новых земель (Генрих Мореплаватель. Бартоломеу Диаш.
Открытие Америки Х. Колумбом.
Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана. Походы пиратов, их негативные последствия и географическое значение. Открытие южного материка. Походы землепроходцев.

анализирует: карты маршрутов путешествий;
сравнивает: последствия развития географии в разные эпохи

1

Тема 3. География Нового времени
Кругосветные экспедиции (Дж. Кук, И. Крузенштерн и Ю. Лисянский). Деятельность географических обществ в разных странах мира.

 

1

Тема 4. Современные географические исследования
Освоение полярных широт (Р. Пири, Р. Амундсен, А. Шмидт). Международные исследования Земли в ХХ - начале ХХI в. Отечественные ученые-географы (С. Рудницкий, П. Тутковский, К. Воблый, К. Геренчук).

 

 

Практическая работа 2 Составление таблицы "Этапы географического познания Земли" (в течение изучения темы).

 

12

Раздел II. ЗЕМЛЯ НА ПЛАНЕ И КАРТЕ

6

Тема 1. Способы изображения Земли
Изображение Земли на глобусе, плане, карт, аэрофотоснимков, космическом снимке.
План, его основные признаки. Масштаб, виды масштабов. Условные знаки, особенности создания, практическое значение.
Карты, различные способы картографического изображения. Картографические искажения. Классификация карт по масштабу.
Определение направлений на местности, плане и карте. Ориентирования на местности. Понятие о азимут.
Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте: относительная высота и абсолютная высота точек местности. Изображение неровностей поверхности местности горизонталями. Шкала высот и глубин.
Практические работы
3. Решения задач по переводу числового масштаба в именований.4. Определение масштабов планов и карт по данным о расстояния на местности и отрезками на карте, соответствующие этим расстояниям.

Ученик:
называет: линии градусной сетки: параллели, меридианы, экватор, тропики, нулевой меридиан, объекты местности по плану и картой; элементы плана и карты; масштаб карты, направления, условные знаки;
выделяет: различия изображение местности на рисунке, фото-, аэроснимков, плане;
пользуется легендой карты, различными видами масштаба;
измеряет: расстояния на карте и плане;
определяет: абсолютную и относительную высоту, географические координаты отдельных географических объектов, своего населенного пункта на различных по масштабу картах;
ориентируется: на местности и по плану;
объясняет: разницу между изображением земной поверхности на глобусе, плане, карте, аэрофотоснимке и космическом снимке; причины появления искажений на карте, в каких частях карты искажения крупнейшие и почему.

 

Тема 2. Градусная сетка Земли. Географические координаты точек
Градусная сетка на глобусе и географической карте. Понятие о географические координаты - широта (южная, северная) и долгота (западная и восточная). Правила отсчета географической широты и долготы.
Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.
Практическая работа
5. Определение географических координат и расстояний по географической картой.

 

6

Раздел III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

 

41

Тема 1. Литосфера
Внутреннее строение Земли. Понятие "земная кора", "литосфера". Строение земной коры и ее состав: минералы и горные породы. Типы земной коры.
Внутренние процессы, обусловливающие изменения земной коры. Движения земной коры. Землетрясения.
Вулканизм и вулканы. Источники, гейзеры.
Литосферные плиты, их движения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Сейсмические пояса Земли.
Происхождение материков и океанов. Геологическое время.
Внешние процессы, обусловливающие изменение земной коры работа ветра, текучих и подземных вод, морей и ледников.
Основные формы рельефа Земли: горы и равнины. Формы рельефа суши. Рельеф дна Мирового океана. Изменение гор и равнин под влиянием внутренних и внешних процессов. Охрана уникальных форм рельефа и недр Земли.
Практические работы
6. Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического времени.
7. Обозначения и подписи на контурной карте крупнейших лiтосферних плит, сейсмических поясов, вулканов, гор, равнин.

Ученик:
называет: существенные признаки понятий "литосфера", "земная кора", "литосферная плита", "гора", "равнина";
указывает: особенности движений земной коры, литосферных плит;
выделяет: различия между основными формами рельефа Земли;
показывает на карте сейсмические пояса, различные формы рельефа;
вспоминает: о геологическое время;
определяет: географическое положение гор и равнин, их высоту и возраст;
высказывает суждение: о необходимости охраны недр и форм рельефа;
объясняет: влияние внутренних и внешних (ветра, текучих вод, подземных вод, моря, ледников) процессов на рельеф;
оценивает: значение рельефа в жизни и хозяйственной деятельности человека; влияние человека на рельеф;
анализирует: причины и последствия движения литосферных плит;
обозначает: на контурной карте объекты географической номенклатуры: вулканы - Ключевская Сопка, Везувий, Кракатау; горы: Карпаты, Крымские, Альпы, Уральские, Атлас, Кордильеры, Большой Водораздельный хребет, Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест), Анды; хребты в океане: Ломоносова, Срединно-Атлантический; равнины: Восточно; Западно; плоскогорья: Декан, Средне-Сибирское; сейсмические пояса: Тихоокеанский, Средиземноморский, Атлантический.

 

Тема 2. Атмосфера
Атмосфера, ее состав и строение. Температура земной поверхности и воздуха, ее изменения с высотой, распределение в зависимости от угла падения солнечных лучей. Тепловые пояса Земли.
Атмосферное давление и ветер. Постоянные и переменные ветры. Основные пояса атмосферного давления на Земле. Движение воздуха, закономерности перемещения воздушных масс, циклоны и антициклоны.
Водяной пар, влажность воздуха. Виды осадков и закономерности их распределения на земном шаре.
Погода, ее элементы, типы, изменение во времени.
Климат Земли, факторы его формирования. Климатические пояса и главные типы климата Земли: экваториальный, тропический, умеренный, полярный. Изменения климата. Люди и климат.
Охрана атмосферы: причины и последствия загрязнения атмосферного воздуха, способы очистки воздуха.

Ученик:
называет: существенные признаки понятий "погода", "климат", "воздушная масса";
наблюдает и фиксирует: изменения погоды;
объясняет, как происходит суточный и годовой ход температуры воздуха в связи с изменением высоты Солнца, причины образования ветра, причины изменений
наблюдает и фиксирует: изменения погоды;
объясняет, как происходит суточный и годовой ход температуры воздуха в связи с изменением высоты Солнца, причины образования ветра, причины изменений
погоды и климата;
выделяет различия: между основными видами облаков и осадков; погодой и климатом на разных широтах;
определяет: средние температуры, давление атмосферы, скорость ветра;
строит: графики хода температуры за определенный период, розу ветров, диаграмму облачности и осадков;
вспоминает: признаки погоды в циклоне и антициклоне;
пользуется: термометром, барометром, флюгером;
подбирает: адекватные для анализа атмосферных процессов источники географических знаний;
оценивает: последствия воздействия хозяйственной деятельности человека на атмосферу;
анализирует: карты распределения давления, температуры, осадков, перемещение воздушных масс,
особенности главных типов климата.

12

Практические работы
8. Наблюдения за погодой и обработки собранных материалов: составление графика температур, диаграммы облачности и осадков, розы ветров, описание погоды.
9. Описание одного из главных типов климата по климатическим картами.

 

12

Тема 3. Гидросфера
Гидросфера, ее основные части.
Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Острова в океане. Свойства вод Мирового океана.
Движение воды в океане. Ветровые волны, приливы, отливы, цунами, течения. Закономерности распространения течений в океанах.
Богатства вод Мирового океана.
Океан и человек.
Воды суши.
Речная система, речной бассейн, водораздел. Элементы речной долины. Пороги и водопады. Питание и режим рек, работа рек.
Озера, озерные котловины и их образование. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды.
Болота, их типы, распространение.
Ледники, особенности их образования и распространения.
Подземные воды, их типы.
Использования вод суши человеком.

Ученик:
называет: существенные признаки понятий "океан", "море", "залив", "пролив", "водная масса", "океаническое течение", "река", "озеро", "болото", "ледник", "подземные воды ";
выделяет различия: между составными частями гидросферы;
приводит примеры: основных видов вод суши - поверхностных и подземных, частей Мирового океана;
объясняет: схему мирового круговорота воды, роль Мирового океана в географической оболочке; причины и последствия движений воды в океане; особенности питания и режима вод суши;
различает: способы изображения вод суши в плане местности и на карте;
определяет: географическое положение водных объектов, глубины океанов и морей, зависимость направления и характера течения рек от рельефа;
оценивает: роль воды для человека;
находит и обозначает: на контурной карте объекты географической номенклатуры: моря: Черное, Азовское, Средиземное, Красное, Берингово; пролива: Керченская, Босфор, Гибралтарский, Мексиканская, Магелланов, Дрейка, Берингов; залива: Бискайский, Бенгальский, Мексиканская, Гвинейская; острова: Великобритания, Шри-Ланка, Большие Зондские, Большие Антильские, Гренландия, Мадагаскар; полуострова: Аравийский, Крымский, Апеннинский, Индостан , Индокитай, Лабрадор, Сомали; впадина: Марiанська; течения: Западных ветров, Гольфстрим, Североатлантический; Северотихоокеанский, Северная и Южная Пассатная; реки: Днепр, Дунай, Янцзы, Нил, Амазонка, Миссисипи; озера: Каспийское, Великие озера, Байкал, Танганьика.

 

Практические работы
10. Обозначение на контурной карте гидрологических объектов.
11. Составление сравнительной характеристики водных объектов (по выбору).
12. Определение по карте географического положения, направления течения и крупнейших притоков одной из речных систем мира (по выбору).

 

 

Тема 4. Биосфера
Составляющие биосферы. Географические закономерности распространения почв, растений и животных. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвенный и растительный покровы, животный мир суши и океана. Охрана биосферы.

Ученик:
называет: существенные признаки понятий "биосфера", "почва", "растительность", "животный мир";
объясняет: причины распространения почв и живых организмов на Земле на основе установления межпредметных связей между географией и естествознанием;
сравнивает: типы почв, видов растений и животных, распространенных на разных широтах;
оценивает: изменения почв, растительности и животного мира в результате хозяйственной деятельности человека.

 

Тема 5. Географическая оболочка
Географическая оболочка, ее свойства. Общие закономерности географической оболочки: целостность, круговорот вещества и энергии, ритмичность, зональность. Взаимодействие компонентов географической оболочки. Взаимодействие атмосферы, океана и суши, ее последствия. Понятие о природные комплексы. Географические пояса и природные зоны.
Экологические проблемы географической оболочки.

Ученик:
называет: существенные признаки понятий "географическая оболочка", "природный комплекс", "географический пояс", "природная зона";
объясняет: взаимодействие компонентов природы в природном комплексе на суше и в океане; последствия взаимодействия оболочек Земли;
формулирует: общие закономерности географической оболочки;
оценивает: практическое значение круговоротов веществ и энергии, целостности, ритмичности для жизни и деятельности человека;
анализирует: особенности географических поясов и природных зон;
приводит примеры: влияния природы на человека и человека на природу;
иллюстрирует: конкретными примерами экологические проблемы своей местности и земного шара.

12

Практическая работа (на местности)
13. Знакомство с компонентами природы своей местности, выявление взаимосвязей между ними.

 

 

Раздел IV. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

 

2

Тема 1. Количество и размещение населения Земли
Изменение численности населения в течение исторического времени, причины этих изменений. Плотность населения Земли. Размещение населения. Наиболее заселенные территории земного шара. Человеческие расы, равенство рас.

Ученик:
называет: население Земли и населения Украины и своей местности;
распознает: способы изображения государств и столиц на политическом карте мира, населенных пунктов на плане местности;
определяет: по плану местности и картой населенные пункты, крупнейшие государства, государства-соседи Украины и их столицы;
обозначает: на контурной карте границы государств, подписывает их названия и названия столиц.

 

Тема 2. Народы и государства
Наиболее многочисленные народы мира. Крупнейшие государства и государства-соседи Украины на политической карте мира.
Населенные пункты. Свой населенный пункт, хозяйственная деятельность и быт его населения. Тип жилья, традиционные промыслы родного края.

 

3

Практическая работа
14. Обозначение на контурной карте границ крупнейших государств и их столиц на всех материках.

3

Раздел V. ЧЕЛОВЕК И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

 

 

2

Тема 1. Изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека
Виды хозяйственной деятельности людей. Изменения компонентов природы в результате деятельности людей. Изменения природных комплексов Земли

Ученик:
называет: существенные признаки понятий "природные богатства", "окружающая среда";
приводит примеры: природных богатств по особенностям их исчерпаемости и восстанавливаемости;
сравнивает: загрязнение окружающей среды в разных частях Земли;
высказывает суждение: о практических мерах по устранению негативных последствий взаимодействия населения с природой в своей местности.

1

Тема 2. Населення і природокористування
Використання природних багатств, проблема їх вичерпності. Населення і навколишнє середовище, проблеми його забруднення і охорони.

 

РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ

 
Главная Учительская Ученики Библиотека   Jonius-интернет школа 2011