8-й класс

(70 ч, 2 ч в неделю, из них 10 час - резервные)

Кол. час.

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной
подготовки учащихся

2

ВВЕДЕНИЕ
Животный мир составная часть природы. Разнообразие животных и их классификация. Роль животных в жизни человека.

Ученик:
называет:
- Царства живой природы;
- Признаки живых организмов;
- Признаки, отличающие животных от растений, грибов и бактерий;
- Основные систематические категории царства Животные;
приводит примеры:
- Представителей царства Животные;
- Значение животных в природе и жизни человека;
распознает:
- Представителей разных царств организмов;
приводит примеры:
- Животных своего региона;
делает вывод:
- О значении животных в жизни человека.

6

Тема 1. Строение и жизнедеятельность животных
Основные процессы жизнедеятельности животного. Клеточное строение животных и особенности клеток животных. Ткани, органы и системы органов животных, их функции. Местообитаний животных. Поведение животных.
Разнообразие образов жизни животных. Связи животных с другими компонентами экосистем.

Ученик:
называет:
- Признаки животной клетки;
- Органы и системы органов;
- Функции животных (раздражимость, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, рост и развитие);
- Среды обитания животных;
- Размножение как основа существования животных;
приводит примеры:
- Способов питания животных;
- Видов движения животных;
- Способов дыхания животных;
- Проявлений поведения известных ему животных;
- Взаимосвязей растений и животных;
сравнивает:
- Строение клеток растений и животных;
- Типы питания: автотрофных и гетеротрофных;
- Проявления жизнедеятельности животных;
характеризует:
- Зависимость жизнедеятельности животных от образа жизни;
- Проявления раздражимости у разных животных;
наблюдает и описывает:
- Поведение животных;
делает вывод:
- О значении животных в экосистемах;
- Об особенностях организации организма животных.

Демонстрация: чучел, влажных препаратов, изображений различных животных; проявлений поведения животных.
Лабораторная работа
№ 1. Изучение особенностей животных клеток и тканей.

3

Тема 1. Простейшие
Общая характеристика и разнообразие простейших - жителей пресных водоемов (амеба протей, эвглена зеленая, инфузория туфелька), морей (фораминиферы и радиолярии) и почвы. Паразитические простейшие (дизентерийная амеба, малярийный плазмодий и др.). Роль простейших в экосистемах и их значение для человека.

Ученик:
называет:
- Общие признаки подцарство  Простейшие;
- Среды обитания простейших;
приводит примеры:
- Распространенных представителей простейших;
- Простейших - паразитов человека и животных;
распознает:
- Некоторых простейших на рисунках и микропрепаратах;
сравнивает:
- Строение и процессы жизнедеятельности одноклеточных растений и животных;
характеризует:
- Приспособление простейших животных к средам жизни;
- Проявления жизнедеятельности простейших (питание, дыхание, раздражимость, размножение и т.п.);
- Средства профилактики заболеваний, вызываемых простейшими;
наблюдает и описывает:
- Проявления жизнедеятельности простейших;
применяет знания:
- Для соблюдения правил личной гигиены, защищающие от заражения паразитическими простейшими;
соблюдает правила:
- Работы с микроскопом;
делает вывод:
- О значении простейших в экосистемах.

Демонстрации постоянных микропрепаратов одноклеточных животных.
Лабораторная работа
№ 2. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших из водоема или аквариума.

3

Тема 2. Многоклеточные. Губки. Кишечнополостные
Общая характеристика и разнообразие многоклеточных животных.
Тип Губки. Общая характеристика, роль в природе и значение для человека.
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика и разнообразие кишечнополостных. Роль кишечнополостных в экосистемах и значение для человека. Охрана губок и кишечнополостных.

Ученик:
называет:
- Общие признаки организмов подцарство Многоклеточные;
- Общие признаки представителей типов Губки и Кишечнополостные;
приводит примеры:
- Представителей пресноводных и морских губок и кишечнополостных;
- Связей кишечнополостных с другими группами организмов;
- Влияния кишечнополостных на среду обитания;
- Приспособлений кишечнополостных к условиям существования;
- Усложнение организации кишечнополостных сравнению с простейшими;
сравнивает:
- Особенности организации одноклеточных и многоклеточных животных;
- Функции клеток одноклеточных и многоклеточных животных;
- Особенности строения многоклеточных и колониальных простейших организмов;
распознает:
- Жизненные формы представителей типа Кишечнополостные (по рисункам);
- Слои клеток на поперечном разрезе микропрепараты с помощью микроскопа;
характеризует:
- Образ жизни губок и кишечнополостных;
- Особенности строения кишечнополостных (лучевая симметрия, двуслойность, дифференциация клеток, кишечная полость);
- Процессы жизнедеятельности, рефлекторный характер реакции на раздражение;
объясняет:
- Роль губок и кишечнополостных в экосистемах;
- Значение губок и кишечнополостных для человека;
- Необходимость мер охраны губок и кишечнополостных;
применяет знания:
- Для объяснения значения губок и кишечнополостных в природе и жизни человека;
соблюдает правила:
- Рассмотрения организма животного на постоянном микропрепарате с помощью микроскопа;
делает вывод:
- Об осложнениях строения многоклеточных животных.

Лабораторная работа № 3. Изучение строения пресноводной гидры (на постоянных микропрепаратах).
Демонстрации постоянных микропрепаратов губок и кишечнополостных.

5

Тема 3. Черви Тип Плоские черви. Общая характеристика, разнообразие.
Круглые черви. Общая характеристика, разнообразие.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика, разнообразие. Роль червей в экосистемах. Значение для человека.

Ученик:
называет:
- Общие признаки плоских, круглых и кольчатых червей;
приводит примеры:
- Свободноживущих видов червей;
- Червей - паразитов человека, животных и растений;
- Усложнение организации червей по сравнению с кишечнополостными;
- Приспособление паразитических червей к их образу жизни;
распознает:
- Органы и системы органов, полость тела аскариды на таблицах и наглядности;
характеризует:
- Общие признаки строения и процессов жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей;
- Жизненные циклы распространённых паразитических червей;
объясняет:
- Приспособление в строении и процессах жизнедеятельности паразитических червей к их образу жизни;
- Значение двусторонней симметрии, сквозной пищеварительной системы, полости тела, сегментированости (у кольчатых червей);
- Роль червей в экосистемах и жизни человека;
сравнивает:
- Особенности строения и процессов жизнедеятельности свободноживущих и паразитических червей;
наблюдает и описывает:
- Движения и поведение кольчатых червей;
- Результаты опыта по изучению реакции дождевого червя на раздражение;
применяет знания:
- О жизненных циклах паразитических червей для предупреждения заражения ими;
соблюдает правила:
- Личной гигиены;
делает вывод:
- Об особенностях свободноживущих червей и их роль в экосистемах для обоснования мер их охраны;
- О значении червей в жизни человека.

Демонстрация препаратов плоских, круглых и кольчатых червей.
Лабораторная работа
№ 4. Изучение внешнего строения и характера движений кольчатых червей (на примере дождевого червя или трубочника).

7

Тема 4. Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Разнообразие ракообразных. Роль ракообразных в экосистемах, их значение для человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Разнообразие паукообразных и их роль в экосистемах. Значение в жизни человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Особенности развития. Поведение насекомых. Разнообразие насекомых. Роль насекомых в экосистемах, их значение для человека.
Охрана членистоногих.

Ученик:
называет:
- Общие признаки типа Членистоногие;
- Общие признаки организмов ракообразных, паукообразных, насекомых;
приводит примеры:
- Видов ракообразных, паукообразных, насекомых, встречающихся в своем регионе;
- Видов, требующих охраны;
- Видов, которые являются паразитами человека, животных и растений, переносчиками возбудителей болезней;
- Видов, наносящих ущерб сельскому хозяйству;
- Насекомых-опылителей, одомашненных насекомых;
- Изменения среды, вызванных деятельностью членистоногих;
распознает:
- Представителей классов членистоногих на скрижалях, наглядных пособиях, в коллекциях и природе;
характеризует:
- Способы жизни членистоногих;
- Роль членистоногих в экосистемах;
объясняет:
- Особенности приспособленности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности членистоногих к разным местообитаний;
- Взаимосвязи организмов между собой, между организмами и неживой природой;
- Роль клещей в природе и жизни человека;
- Значение в жизни человека;
сравнивает:
- Особенности организации членистоногих и кольчатых червей;
- Особенности организации ракообразных, паукообразных и насекомых;
наблюдает и описывает:
- Поведение насекомых;
- Процессы жизнедеятельности насекомых;
применяет знания:
- О жизнедеятельности насекомых для обоснования приемов их искусственного разведения;
- О биологических особенностях паразитических членистоногих для соблюдения личной гигиены, профилактики заболеваний, которыми вызываются;
- Для борьбы с насекомыми, которые наносят вред человеку;
- Для сохранения насекомых;
соблюдает правила:
- Наблюдение за сезонными изменениями в жизни членистоногих;
- Личной гигиены;
- Работы с определителем;
делает вывод:
- О значении членистоногих в экосистемах и в жизни человека.

 

Демонстрация влажных препаратов ракообразных, паукообразных и насекомых, коллекций насекомых.
Лабораторные работы
№ 5. Изучение признаков приспособленности во внешней строении ракообразных к среде обитания.
№ 6. Изучение признаков приспособленности во внешней строении насекомых к среде обитания.
№ 7. Определение насекомых с помощью выдающейся карты.

3

Тема 5. Моллюски
Общая характеристика, разнообразие моллюсков. Роль моллюсков в экосистемах, их значение для человека

Ученик:
называет:
- Общие признаки организмов типа Моллюски;
приводит примеры:
- Распространенных видов моллюсков своего региона, вредителей сельского хозяйства, промежуточных хозяев паразитических червей;
- Значение моллюсков в жизни человека;
- Взаимосвязей животных в экосистемах;
распознает:
- Моллюсков на таблицах, в природе, коллекциях;
характеризует:
- Среды обитания моллюсков;
- Особенности строения моллюсков;
- Приспособленность моллюсков к условиям существования;
объясняет:
- Связь особенностей строения и образа жизни моллюсков;
сравнивает:
- Организацию моллюсков и червей;
- Организацию различных классов моллюсков;
наблюдает и описывает:
- Особенности процессов жизнедеятельности и движение моллюсков;
применяет знания:
- О биологических особенностях животных для ухода за аквариумными моллюсками;
соблюдает правила:
- Работы с определителем;
делает вывод:
- О значении моллюсков в экосистемах и в жизни человека.

Демонстрация ракушек и влажных препаратов моллюсков.
Лабораторные работы
№ 8. Изучение внешнего строения и образа движения брюхоногих моллюсков (на примере аквариумных видов).
№ 9. Сравнение и определения раковин моллюсков.

7

Тема 6. Хордовые животные. Бесчерепные. Рыбы
Общая характеристика типа Хордовые. Подтипы бесчерепные и Черепные (Позвоночные).
Общая характеристика подтипа Черепные (Позвоночные).
Класс Хрящевые рыбы. Общая характеристика класса, особенности процессов жизнедеятельности, поведения, разнообразие хрящевых рыб. Роль в экосистемах и хозяйственное значение хрящевых рыб.
Класс Костные рыбы. Общая характеристика класса, особенности процессов жизнедеятельности. Поведение и сезонные явления в жизни рыб. Разнообразие костных рыб.
Роль в водных экосистемах. Значение рыб в жизни человека. Рыбное хозяйство. Охрана рыб.

Ученик:
называет:
- Общие признаки типа Хордовые;
- Общие признаки подтипа бесчерепных;
- Общие признаки представителей классов Хрящевые и Костные рыбы;
приводит примеры:
- Приспособленности головохордовых к условиям проживания;
- Видов рыб, обитающих в местных водоемах;
- Промысловых рыб;
- Рыб, нуждающихся в охране;
- Признаки приспособленности в строении, процессах жизнедеятельности, поведении рыб к среде обитания;
распознает:
- Органы и системы органов ланцетника на постоянных микропрепаратах;
- Представителей подтипов типа Хордовые на рисунках и препаратах;
- Органы рыб на рисунках и препаратах;
- Представителей некоторых рядов рыб в природе;
характеризует:
- Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности рыб;
- Образ жизни рыб, особенности внешнего строения, покровы рыб;
- Признаки приспособленности рыб к образу жизни в их внутреннем строении;
- Размножение и развитие рыб;
объясняет:
- Значение поведения рыб в их приспособленности к среде обитания;
- Значение сохранения видового разнообразия рыб, необходимость регулирования их численности;
- Значение рыб в природе и жизни человека;
- Применение знаний о жизнедеятельности рыб в жизни человека;
сравнивает:
- Особенности организации представителей подтипов бесчерепных и позвоночные;
- Организацию хрящевых и костных рыб;
обосновывает:
- Взаимосвязь строения и образа жизни организма (на примере ланцетника) и среды обитания;
наблюдает и описывает:
- Внешнее строение рыб;
- Поведение аквариумных рыб;
- Сезонные изменения в жизни рыб;
применяет знания:
- О рыбах для обоснования методов их охраны, содержания в аквариумах, разведение в водоемах;
соблюдает правила:
- Охране водоемов, сохранения редких видов рыб;
делает вывод:
- О значении рыб в экосистемах и в жизни человека.

Демонстрация чучел и влажных препаратов рыб.
Лабораторные работы
№ 10. Наружная и внутреннее строение ланцетника (постоянные микропрепараты) .*
№ 11. Изучение внешнего строения и поведения рыб.

3

Тема 7. Земноводные
Общая характеристика класса Земноводные. Особенности процессов жизнедеятельности и поведения. Сезонные явления в жизни земноводных. Разнообразие земноводных.
Роль земноводных в экосистемах, их значение для человека. Охрана земноводных.

Ученик:
называет:
- Характерные признаки земноводных;
приводит примеры:
- Видов земноводных, в том числе распространенных в Украине, своем регионе;
- Редких видов земноводных;
- Осложнения строения и процессов жизнедеятельности земноводных по сравнению с рыбами;
- Приспособление в строении, процессах жизнедеятельности земноводных к жизни в водной и наземной средах обитания;
распознает:
- Представителей хвостатых и бесхвостых земноводных на рисунках;
- Некоторые виды земноводных в природе;
характеризует:
- Размножение и развитие земноводных;
объясняет:
- Приспособление земноводных к наземному образу жизни;
- Взаимосвязи строения и функционирования организма земноводных;
- Взаимосвязи земноводных с другими организмами и с неживой природой;
- Влияние деятельности человека на многообразие видов земноводных, среды их обитания;
- Необходимость охраны земноводных;
сравнивает:
- Организацию земноводных и рыб, хвостатых и бесхвостых земноводных;
- Черты приспособленности земноводных к жизни в водной и наземной средах обитания;
применяет знания:
- О биологических особенностях земноводных для обоснования мероприятий их охраны;
делает вывод:
- Об особенностях земноводных в связи с выходом на сушу;
- О значении земноводных в экосистемах и в жизни человека.

Демонстрация препаратов скелета земноводных, влажных препаратов различных земноводных.
Лабораторная работа
№ 12. Сравнение скелетов земноводных и рыб.

3

Тема 8. Пресмыкающиеся
Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности процессов жизнедеятельности и поведения. Сезонные явления в жизни пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в экосистемах, их значение для человека. Охрана пресмыкающихся.

Ученик:
называет:
- Общие признаки представителей класса Пресмыкающиеся.
приводит примеры:
- Видов пресмыкающихся, распространенных в Украине и собственном регионе;
- Редких видов пресмыкающихся;
- Приспособление в строении и процессах жизнедеятельности пресмыкающихся к существованию на суше;
распознает:
- Некоторые распространенные виды пресмыкающихся;
- Органы пресмыкающихся на рисунках и препаратах;
характеризует:
- Образ жизни пресмыкающихся;
- Размножение и развитие;
- Приспособление пресмыкающихся к жизни на суше;
- Сезонные явления в жизни пресмыкающихся;
объясняет:
- Взаимосвязь строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся;
- Взаимосвязь строения организма и среды жизни пресмыкающихся;
- Причины, обусловливающие необходимость охраны пресмыкающихся;
- Роль пресмыкающихся в экосистемах;
- Значение пресмыкающихся для человека;
сравнивает:
- Организацию пресмыкающихся и земноводных;
применяет знания:
- О биологических особенностях пресмыкающихся для обоснования мероприятий по их охране;
делает вывод:
- О значении пресмыкающихся в экосистемах и в жизни человека.

Демонстрация влажных препаратов различных пресмыкающихся.

6

Тема 9. Птицы
Общая характеристика класса Птицы. Особенности жизнедеятельности птиц. Черты приспособленности к полету и различных сред жизни. Разнообразие птиц. Размножение и развитие птиц.
Сезонные явления в жизни птиц. Поведение птиц: устройство гнезд, брачная поведение, забота о потомстве. Перелеты птиц. Роль птиц в экосистемах, их значение для человека. Охрана птиц. Птицеводство.

Ученик:
называет:
- Общие признаки класса Птицы;
приводит примеры:
- Видов птиц, распространенных на территории Украины, в регионе, где живет ученик;
- Птиц, имеющих хозяйственное значение;
- Видов птиц, нуждающихся в охране;
- Черт различия строения птиц по сравнению с пресмыкающимися;
- Черты приспособленности птиц к полету;
- Сезонных явлений в жизни птиц;
распознает:
- Распространенных птиц своего региона в природе;
- Птиц нескольких распространённых родов на рисунках;
- Характерные черты строения птиц, принадлежащих к разным экологическим группам;
объясняет:
- Значение заботы о потомстве у птиц;
- Значение сезонных миграций в жизни некоторых птиц;
- Роль птиц в природе и значение для человека;
- Влияние деятельности человека на среды жизни птиц и их численность;
- Необходимость охраны птиц;
характеризует:
- Приспособление птиц к полету;
- Разнообразие связей птиц со средой обитания;
- Причины сезонных явлений в жизни птиц;
- Особенности размножения, брачное поведение и развитие птиц;
- Выводковых, гнездящихся птиц;
- Оседлых, кочующих и перелетных птиц;
сравнивает:
- Организацию пресмыкающихся и птиц;
- Образ жизни холоднокровных и теплокровных животных;
- Образ жизни выводковых и гнездящихся, обосновавшихся и перелетных птиц;
наблюдает и описывает:
- Особенности строения скелета птиц;
- Поведение распространенных видов птиц своей местности;
- Движения птиц во время полета;
применяет знания:
- Об особенностях жизнедеятельности птиц для объяснения мер их охраны;
- Для практических действий по приманиванию определенных видов птиц;
- Для ухода за птицами;
соблюдает правила:
- Работы с полевыми определителями и атласами;
- Ведение фенологических наблюдений;
делает вывод:
- О значении птиц в экосистемах и в жизни человека.

Демонстрация чучел птиц.
Лабораторные работы
№ 13. Изучение внешнего строения птиц и строения перьев.
№ 14. Изучение особенностей строения скелета птиц.

7

Тема 10. Млекопитающие
Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности жизнедеятельности млекопитающих. Разнообразие млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих, их поведение. Роль млекопитающих в экосистемах, их значение для человека.
Охрана млекопитающих. Животноводство.

Ученик:
называет:
- Общие признаки класса Млекопитающие;
приводит примеры:
- Видов млекопитающих фауны Украины;
- Млекопитающих, которые распространены в его регионе;
- Млекопитающих, нуждающихся в охране;
- Домашних млекопитающих;
- Осложнения строения и процессов жизнедеятельности млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися;
- Приспособление млекопитающих в строении, процессах жизнедеятельности, поведении в различных местообитаний;
распознает:
- Млекопитающих важнейших рядов;
- Органы млекопитающих на рисунках и препаратах;
- Некоторые виды млекопитающих в природе;
характеризует:
- Образ жизни млекопитающих;
- Особенности поведения млекопитающих;
- Разнообразие связей млекопитающих со средой обитания;
- Сезонные явления в жизни млекопитающих;
- Размножение и развитие млекопитающих, заботу о потомстве;
объясняет:
- Особенности жизнедеятельности млекопитающих в связи с образом жизни;
- Значение млекопитающих в природе и жизни человека;
сравнивает:
- Особенности приспособления млекопитающих некоторых рядов к среде обитания;
наблюдает за:
- Поведением домашних и диких млекопитающих;
- Сезонными изменениями в жизни млекопитающих;
применяет знания:
- Об особенностях млекопитающих для обоснования мер их охраны;
- Для содержания млекопитающих в искусственных условиях и использования в сельском хозяйстве;
делает вывод:
- О значении млекопитающих в экосистемах и в жизни человека.

Демонстрация препаратов и чучел млекопитающих.

5

Тема 12. Организмы и среда обитания
Влияние факторов среды на животных. Этическое отношение человека к другим видам животных. Взаимоотношения человека с другими видами животных.
Охрана животного мира. Красная книга Украины. Природоохранные территории.
Основные этапы исторического развития животного мира.

Ученик:
называет:
- Основные этапы развития исторического мира;
- Заповедники и заповедные территории Украины;
приводит примеры:
- Приспособления животных к воздействию различных факторов среды (температуры, освещенности, влаги);
- Форм сосуществования организмов в сообществах;
- Влияния человека на животный мир;
характеризует:
- Взаимодействие организмов между собой и средой обитания;
- Роль животных в природе;
- Значение животных в жизни человека;
применяет знания:
- О животном мире для анализа деятельности человека;
- Для формирования оценочных суждений о значении животного мира в жизни человека;
делает вывод:
- О роли биоразнообразия организмов в существовании биосферы, регулирование численности видов;
- О потребности в анализе хозяйственной деятельности человека учитывая сохранение состояния природы;
- Об осложнениях животного мира в процессе эволюции.

Экскурсии:
1. Знакомство с разнообразием и процессами жизнедеятельности животных-гидробионтов (пресный водоем).
2. Знакомство с разнообразием насекомых, знакомство с голосами птиц, изучение следов млекопитающих (лес).
3. Знакомство с разнообразием насекомых и позвоночных животных (луга или степь).
4. Ознакомление с насекомыми - вредителями сельского хозяйства (искусственная экосистема).

Практические задачи:
Наблюдение за поведением домашних животных, диких животных в природе, участие в мероприятиях по охране природы.
Составление коллекции насекомых - вредителей сада и огорода. Распознавание распространенных вредителей.

 
Главная Учительская Ученики Библиотека   Jonius-интернет школа 2011